Яндекс цитирования

Новый сайт ОГИБДД УВД по СВАО

Фотографии, статьи, полезная информация для мотоциклистов, прочих водителей, и для всех остальных!

Не видишь мотоциклиста?! А он есть!

(Небольшое обращение мотоциклиста к автомобилистам и всем прочим накануне зимы)

В прошлом году, как только в центре Москвы появилась пилотная зона платных парковок, я её посетил. На мотоцикле, естественно – последние лет пять я езжу по Москве только на мотоцикле или велосипеде, либо уж на общественном транспорте. Так вот, выяснилась любопытная вещь: оплатить парковку мотоцикла через паркомат было совершенно невозможно.

Мотоцикл на зимней дороге - как призрак. Он есть, но некоторые не хотят его видеть

Просто потому, что паркоматы не предусматривали никакого иного формата номерных знаков, кроме того, который имеют отечественные автомобильные номера: одна буква, три цифры, две буквы. У мотоцикла же другой номер: четыре цифры, две буквы. Обратился к ребятам в оранжевых жилетах, консультировавших граждан по пользованию паркоматами – они ничем помочь не смогли. Пришлось за парковку не платить!

А вот совсем свежий пример из той же серии. Недавно я приехал в аэропорт Шереметьево-2 встретить человека, прилетающего в Москву на самолёте. И обнаружил, что автоматическая система у въезда на терминал F замечать мотоцикл отказывается принципиально, как его перед шлагбаумом не располагай. Соответственно, талончик не печатается, а шлагбаум не открывается. А главное, деваться отсюда уже некогда: за спиной только дорога, ведущая к ряду шлагбаумов, но она односторонняя. Короче, настоящая ловушка для мотоциклиста. И ведь никаких предупреждений на подходе.

В будке у шлагбаумов – никого. Хорошо, рядом телефон диспетчерской указан. Звоню. Сонный голос отвечает, что через шлагбаум проехать на мотоцикле невозможно, и советует въехать по узенькой дорожке для пешеходов. Я-то въехал – у меня эндуро. А каково другим мотоциклистам? Пришлось преодолеть два высоких бордюра – чтобы въехать на дорожку, и чтобы её покинуть. И потом ещё два – на выезде. Опять-таки распугивая пешеходов. Меня такой порядок поразил, а вернее, отсутствие порядка, и такое несерьёзное отношение к вопросам безопасности людей – и не где-нибудь, а в аэропорту.

По данным ГАИ России, количество мотоциклов, зарегистрированных в стране, год от года падает: в 2010 году – 2 миллиона 663 тысячи, в 2011 году – 2 миллиона 609 тысяч, в 2012 году – 2 миллиона 497 тысяч. Но тут надо учитывать, что жизнь в столицах у нас отличается от жизни в провинции коренным образом. В провинции постепенно уходят в утиль старые ИЖи и Уралы, за счёт этого и идёт общее по стране снижение. Тем временем в Москве, например, число только зарегистрированных мотоциклов в последние годы росло на несколько тысяч ежегодно.

Ну а то, что незарегистрированные мотоциклы попадаются куда чаще, чем незарегистрированные автомобили, общеизвестно. Например, в ГАИ на основе данных рейдов говорят, что без номеров у нас ездят 2-3 мотоциклиста из 10. А сколько ещё скутеров, мопедов, или мотоциклов небольшой кубатуры, успешно выдаваемых владельцами за мопед?

Кстати, тех, кто не ставит мотоцикл на учёт, по-человечески понять можно. Вот мне приходят ежегодно квитанции на оплату транспортного налога. В них три строчки. Первая – за машину 0 рублей и 0 копеек (поскольку её мощность не превышает 70 лошадиных сил, а в Москве такие машины отнесены ко льготной категории). Вторая строчка – 250-кубовый мотоцикл – 420 рублей. Хотя и по количеству вредных выбросов, и по площади, занимаемой на дороге, ему до машины далеко, даже и до самой скромной. Третья строчка – ещё один мотоцикл – 2500 рублей! Хотя это, прямо скажем, не предмет роскоши и не игрушка для богатых, а скромная 400-кубовая рабочая лошадка для повседневной езды.

Не пора ли законодателям задуматься над этим? Уж если в Москве есть льготы по транспортному налогу для микролитражных автомобилей, не пора ли ввести такие же льготы и для небольших мотоциклов? Ведь когда вводили льготы для микролитражек, объяснение было как раз такое: москвичей надо пересаживать на небольшие автомобили, чтобы разгрузить дороги и сделать воздух чище. В этом случае пересадить москвичей на мотоциклы и скутеры было бы ещё логичнее.

Но пока власти раздумывают, на что пересаживать жителей, и есть ли у нас мотоциклы вообще :) (вспомним случаи с паркоматом и въездом в аэропорт), многие уже сами догадались пересесть на мотоцикл. Лет 8 назад в погожие дни я насчитывал в московском транспортном потоке 1-2 мотоцикла на тысячу транспортных средств, а скутеров примерно вчетверо меньше. Три года назад я повторил опыт, и оказалось, что в хорошую погоду в потоке можно было насчитать уже 7 мотоциклов на тысячу машин. А в этом году летом я их насчитывал уже 12-14 на тысячу машин. То есть мотоциклов не просто становится больше – они и эксплуатируются с каждым годом всё интенсивнее. Усиливающиеся с каждым годом пробки способствуют выбору в пользу двух колес: если мотоцикл или скутер у человека уже есть, лучше ехать именно на нём!

Скутеров в Москве всё больше

По той же причине многие мотоциклисты приходят к идее круглогодичной эксплуатации двухколёсного друга. У моего страхового агента помимо меня регулярно оформляют полисы ОСАГО около 20 мотоциклистов. Пять лет назад я был у него единственным клиентом среди мотоциклистов, кто оформлял полис на все 12 месяцев. Три года назад нас было уже двое, сейчас – четверо. Если так пойдёт и дальше – в той же прогрессии – то года через три зимой станут ездить все московские мотоциклисты.

                                   *          *          *

Тот печальный факт, что власти у нас пока существования мотоциклистов не признают, имеет двоякие последствия. С одной стороны, законопослушным мотоциклистам некомфортно: платишь налог больше, чем за машину, а взамен ничего хорошего тебе не предлагают, и даже на платной парковке надо «партизанить».

С другой стороны, строгость наших законов в этом случае, как и всегда, смягчается необязательностью их исполнения. Те, кто мотоцикл не регистрирует, естественно, и открывать мотоциклетную категорию в правах не спешат. Действительно, а зачем она им? Они же не собираются предъявлять документы (которых всё равно нет), а значит, и останавливаться по каждому взмаху инспектора :) Соответственно, не имея категории, некоторые ездить толком не умеют. Как не имеют даже базового представления о принципах безопасного поведения на дороге (не говоря уж о ПДД, с которыми многие знакомы тоже лишь приблизительно).

Идём дальше. Техосмотр такие мотоциклисты, понятное дело, не проходят, а значит, ОСАГО не смогут оформить, даже если и захотят. Некоторые идут ещё дальше. Один мой сосед так прямо и объяснил мне, что купил китайский 100-кубовый мотоцикл, который по внешнему виду легко выдать за мопед, специально, чтобы можно было ездить пьяным!

Отсюда вывод: к мотоциклистам давно пора повернуться лицом – не столько для блага их самих, сколько для здоровья окружающих. Публичные попытки представителей власти договориться о чём-либо с «представителями мотосообщества» носят скорее популистский характер, нежели деловой. Дело в том, что говорить о едином «мотосообществе» просто несерьёзно. Это всё равно, что говорить о «сообществе пассажиров троллейбуса». Ведь ясно же, что ничего общего, кроме самого троллейбуса, между его пассажирами нет: одни оплачивают проезд, другие пролезают под турникетом; одни ведут себя скромно, другие распихивают окружающих локтями; одни ездят на работу каждый день, другие в этом городе вообще впервые. Вот так же и с мотоциклистами – все они очень разные.

Но пока их существование официально не признано, что же делать автомобилистам? Ведь обилие мотоциклов в нашем транспортном потоке, особенно московском – свершившийся факт. Напомню ещё раз – в том числе и зимой! Предрекаю: этой зимой мотоциклистов на московских улицах будет больше, чем прошлой. Независимо от погоды. А если ещё и сильных морозов не будет…

Кстати, теперь и скутеры перестали убирать на зиму!

Если сформулировать кратко, мой совет автомобилистам один: попробуйте поставить себя на место мотоциклиста. Нормальный мотоциклист (а осенью и тем более зимой доля таких нормальных выше, поскольку к круглогодичной эксплуатации мотоцикла обычно приходят постепенно, т.е. как правило, это люди с опытом) – это вовсе не отъявленный хулиган, как думают некоторые. У человека на мотоцикле, точно так же, как и у вас, основная задача – попасть из пункта А в пункт Б. И вряд ли стоит осуждать его за то, что он хочет при этом потерять в пробках чуточку меньше времени, чем вы – в конце концов, отчасти именно ради этого он соглашается мокнуть и мёрзнуть, а не только из-за всепоглощающей любви к мотоциклам.

Отсюда – простые правила:

1. В пробке без необходимости не выбивайтесь из ряда.

2. Не лавируйте из ряда в ряд, тем более, что это бесполезно – времени всё равно не выгадаете.

3. При любых манёврах не забывайте пользоваться зеркалами и поворотниками.

4. Перед выездом из двора посмотрите, не едет ли кто. Посмотрели? А теперь посмотрите ещё раз, и как следует! В таких обстоятельствах происходит множество ДТП с участием мотоциклистов. Как объясняют психологи, дело в том, что водительское восприятие дорожной обстановки «настроено» на более крупные объекты. Что ж, значит, пора перестраиваться!

5. В пробках двери вообще лучше не открывать. Но если уж очень надо, сначала поверните голову и осмотритесь, не довольствуясь кратким взглядом в зеркало. И непременно предупредите о том же пассажиров. Не стоит также высовывать из машины руки с сигаретами и без.

6. Подстрахуйте мотоциклиста, и себя заодно – держите от него на дороге увеличенную дистанцию и боковой интервал. Ведь если автомобилиста выбоина или камень на дороге обычно заставляют лишь выругаться, мотоциклиста они могут привести к падению. А наехать на упавшего мотоциклиста – ничуть не лучше, чем на пешехода!

P.S. Первоначальные варианты этого текста были написаны мной по просьбам двух разных изданий. Однако в обоих, подумав, вскоре сказали, что «отложим до весны, тема совсем не зимняя». Во дают! Значит, либо не читали (хотя уверяют, что ознакомились), либо так ничего и не поняли! Внимание, для тех, кто не понял, повторяю ещё раз и крупными буквами:

МОТОЦИКЛИСТЫ НА ДОРОГЕ – ТЕМА ОЧЕНЬ ДАЖЕ ЗИМНЯЯ! :)

Так что будьте внимательны. Удачи!

Удачных вам зимних мотодорог в Новом году!

При полном или частичном цитировании этой статьи не забывайте, пожалуйста, ссылаться на сайт www.na2kolesax.ru