Яндекс цитирования

Новый сайт ОГИБДД УВД по СВАО

Фотографии, статьи, полезная информация для мотоциклистов, прочих водителей, и для всех остальных!

Составители ПДД взглянули на мопеды по-новому

По 'Полосам для велосипедистов' можно ездить на мопедах

 

По некоторым прикидкам, число скутеров (если понимать под этим названием мотороллеры с объёмом двигателя до 50 «кубиков») перевалило в Москве за 50 тысяч. Впрочем, точных данных нет, ведь такие транспортные средства, именуемые в ПДД мопедами, нигде не регистрируются. Это, кстати, одна из причин их большой популярности. Власти, похоже, решили взяться за них всерьёз. 22 марта 2014 года вышло постановление правительства РФ № 221 о внесении изменений в ПДД. Они вступают в силу 8 апреля 2014 года. Большинство новшеств относится к мопедам и велосипедам (переработаны также требования к движению гужевого транспорта, но здесь я не буду их касаться).

 

Без прав ездить запрещено, а получить их невозможно

Из термина «Механическое транспортное средство» исключили слова «кроме мопеда». Почему это важно? Потому что, согласно ПДД, водитель механического ТС обязан иметь при себе и предъявлять полицейским водительское удостоверение. Теперь эта обязанность распространяется и на водителей мопедов. Впервые её прописали в законе о безопасности движения, который был подписан ещё в мае прошлого года, а вступил в силу в ноябре. Да вот беда: всё еще не приняты программы обучения на категорию М, и методики приёма экзаменов. К сожалению, эту проблему до сих пор не могут решить на самом высоком уровне. Недавно в Москве прошёл круглый стол по этой проблеме с участием представителей ряда министерств и ассоциации автошкол страны. Выяснилось, что Минобр передал программы на регистрацию в Минюст ещё в декабре, однако в феврале Минюст их вернул, так и не зарегистрировав (не из-за их содержания, а из-за нарушения процедуры со стороны Минобра). В ходе круглого стола были высказаны опасения, что всё это «пойдёт на второй круг», что может занять ещё 3-4 месяца. Представитель Генпрокуратуры заявила, что действиям всех госорганов, виновных в задержке, ещё будет дана соответствующая оценка. Однако мопедистам от этого не легче. Что им делать? Вариант первый, законный: не ездить. Формально уже с ноября инспектор ДПС, остановив мопед на дороге, имеет право потребовать удостоверение, и привлечь водителя к административной ответственности за его отсутствие. Правда, не совсем ясно, по какой статье: в части 2 статьи 12.29, предусматривающей для мопедистов штраф в 800 руб за нарушения ПДД, говорится, что её действие не распространяется на водителей механических ТС – очевидно, КоАП тоже придётся скоро корректировать. Вариант второй: продолжать ездить на свой страх и риск. В неофициальных беседах некоторые сотрудники ГАИ признаются, что мопедистов «пока не трогают». Кстати, какой-нибудь водитель мопеда, пожалуй, мог бы подать иск в отношении госструктур в связи с ущемлением своих прав на обучение. Но как только обучение начнётся, лучше сразу записаться, а документ о том, что вы учитесь в автошколе, возить с собой. Тем же, у кого права на любую категорию (мотоцикл, автомобиль, грузовик) есть, волноваться не от чем: с ними водить мопед можно.

 

Технические тонкости

Впервые составители ПДД обратили внимание на электровелосипеды. Причём если электродвигатель мощнее 250 Вт, транспортное средство будет считаться не велосипедом, а мопедом. Большинство продающихся мотор-колёс для установки на велосипед имеет мощность 350-1000 Вт. Так что их покупателям надо быть готовыми к тому, что у них на дороге тоже потребуют права. Другая новость более приятная. Раньше на мопеде категорически запрещалось перевозить пассажиров. Теперь же появилась оговорка: этого нельзя делать, только если это «не предусмотрено конструкцией транспортного средства». То есть, если мопед создан производителем, как двухместный, пассажира на нём возить можно. То же касается и велосипедов: пассажиров возить отныне можно, включая взрослых (а не только детей до 7 лет в специальном маленьком кресле, как это было раньше). То есть, по факту давно уже существующие тандемы и всевозможные многоместные велосипеды и веломобили наконец-то узаконили. Ведь вовсе не обязательно, чтобы все, кто на них едет, прилагали усилия для движения, а тем более принимали участие в управлении велоэкипажем – следовательно, эти лица должны считаться не «велосипедистами», а «пассажирами».

 

Ещё немного ПДД

Так ещё с советских времен повелось, уж и не помню, с какого года: из одной редакции Правил в другую кочевало положение, разрешающее двигаться по велодорожкам на мопедах. Поскольку велодорожек в стране не было, никого это не волновало. Но теперь, когда они стали появляться, стало очевидно, что гонять на скутерах по дорожкам, расположенным на уровне тротуара, по которому идут мамы с колясками, опасно. Тем более, что обновлённые ПДД предусматривают велопешеходные дорожки, не только разделённые разметкой на пешеходную и велосипедную части, но и совмещённые. В итоге движение мопедов по всем велосипедным и велопешеходным дорожкам наконец-то запретили. Зато разрешили по «полосам для велосипедистов». Принципиальная разница в том, что эти полосы будут располагаться на уровне проезжей части. Подобно автобусным выделенным полосам, они могут быть не только попутными, но и встречными по отношению к общему потоку. Это позволит без проблем организовать двухстороннее движение велосипедов и мопедов и на односторонних улицах. Ведь велополосы можно делать и довольно узкими: судя по зарубежному опыту, 1,5-2 метра там, где есть место, но в случае необходимости – даже уже одного метра, лишь бы дать возможность велосипедистам объехать узкий участок с постоянной пробкой. Владельцы велосипедов и мопедов наверняка оценили бы такую возможность, особенно там, где объезжать односторонний участок на тихоходном транспорте надо слишком долго. «Полоса для велосипедистов» будет обустраиваться так: на проезжей части её отделят от остальных полос разметкой, а сверху повесят знак 4.4.1 «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов» (название и номер знака слегка изменены: раньше этот же знак имел номер 4.4 и назывался просто «Велосипедная дорожка») с табличкой под ним «Полоса движения». Как и автобусная полоса, вело-выделенка на односторонних улицах может быть встречной по отношению к остальному потоку. Ещё раз подчеркну, что принципиальное отличие «полос для велосипедистов» от любых велодорожек в том, что по этим полосам можно ездить и на мопедах. Всем остальным транспортным средствам запрещено не только двигаться по полосе для велосипедистов, но и останавливаться на ней (а тем более совершать стоянку).

 

И ещё о велосипедах

Прочитав в постановлении № 221 о том, что при повороте «водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает», некоторые граждане (видимо, никогда не читавшие ПДД), почему-то решили, что раньше велосипедистам уступать было необязательно. А некоторые СМИ и Интернет тут же растиражировали весть об этом «новшестве». На самом деле требование уступать при повороте велосипедистам присутствует в ПДД уже не один десяток лет. Новшество есть, но оно несколько в другом. В предыдущей редакции Правил речь в этом пункте шла о тех велосипедистах, которые едут по велодорожке. Теперь же подробность о велодорожке убрали. Сделано это неслучайно: помимо велодорожек, велосипедисты отныне смогут ездить, например, по «полосам для велосипедистов» и «велопешеходным дорожкам», но уступать им при повороте нужно в любом случае. Велопешеходные дорожки (особенно с совмещённым движением велосипедистов и пешеходов) можно устраивать там, где тротуар есть (иногда очень широкий), а пешеходов мало. Так часто бывает, если возле дороги нет жилых кварталов – например, там, где она идёт через промзону. Там же, где ширина позволяет, велопешеходная дорожка может быть выполнена с разделением движения, а новый знак покажет, какой стороны придерживаться велосипедистам, а какой – пешеходам (таких знаков очень много в Европе). А как быть велосипедистам на тех участках, где нет для них ни специальной полосы, ни специальной дорожки? Наконец-то в ПДД предусмотрели на этот случай чёткий порядок. Если возможно, надо двигаться по правому краю проезжей части. Если это невозможно – по обочине. И уж если и это никак невозможно (или обочины просто нет) – тогда велосипедист может ехать по тротуару (пешеходной дорожке). Такое же право – ехать по тротуару – предоставлено взрослому велосипедисту, сопровождающему маленького велосипедиста (до 7 лет), самостоятельно едущего на своём велосипеде. Причина в том, что отныне велосипедисты, не достигшие 7 лет, должны ездить только там, где ходят пешеходы: по тротуарам, пешеходным дорожкам, пешеходным зонам и по сторонам велопешеходных дорожек, предназначенным для пешеходов.

*           *           *

В ГИБДД новшества характеризуют, как позитивные и своевременные. Раз мопедистам потребуются права, значит, им наконец-то придётся хоть чему-то учиться. А это большой плюс и для них, и для всех остальных участников движения. Велосипедистам же гораздо безопаснее будет передвигаться по своим полосам, велопешеходным дорожкам и т.д. вне общей проезжей части.

 

Мопэд ну просто загляденье!

 

Если же вы хотите самостоятельно и полностью изучить постановление № 221 от 22 марта 2014 года об изменениях в ПДД в спокойной обстановке и без моих советов, вы можете его скачать (документ в формате pdf, объём 238,3 килобайт).

При полном или частичном цитировании этой статьи не забывайте, пожалуйста, ссылаться на сайт www.na2kolesax.ru