Яндекс цитирования

Новый сайт ОГИБДД УВД по СВАО

Фотографии, статьи, полезная информация для мотоциклистов, прочих водителей, и для всех остальных!

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эксклюзивное интервью лидера группы "Белый Шаман" Михаила Татаринцева для сайта "На двух колёсах!"

Выступление группы Белый Шаман на Малоярославце-2011

      Мотофестиваль Малояролавец-2011 прошёл, на мой взгляд, на вполне приличном уровне, хотя к высотам самого лучшего во всех смыслах Малоярославца-2008 вернуться так и не удалось. (Разумеется, здесь и далее я выражаю своё личное мнение, с которым кто-то может и не согласиться).

Но обратимся к 2011 году. Было много интересного. Мне особенно запомнились мотосамоделки, мотокросс, и весьма качественный концерт (неравнодушен я к хорошим концертам). "Август" и "Красная Плесень" мне запомнились больше других: контакт со зрителем самый полный, на сцене - настоящие мастера, уверенные в себе и осознающие это, но при этом без малейших признаков зазнайства! Так держать, уважаемые музыканты!

Однако настоящим сюрпризом стало для меня выступление "Белого Шамана": оно показалось самым душевным и искренним из всех, и даже самые настоящие мэтры, выходившие на сцену Малоярославца, этого впечатления никак не ослабили. Я не удержался и попросил лидера группы Михаила Татаринцева сказать специально для сайта na2kolesax.ru несколько слов о группе, о музыке, о себе и о жизни. Вот что из этого получилось:

- Михаил, как вообще пришла идея выступать на байк-шоу? Площадок и мероприятий на свете немало, почему именно Малоярославец?

- Малоярославец нам всегда нравился и как место для отдыха, и как площадка. Поэтому, когда нас пригласили (уже не первый раз) — мы с удовольствием приехали и поиграть, и подышать воздухом, встретиться с друзьями и коллегами по творческому цеху, как говорится... Надо признаться, что времени так мало, что видеться удаётся как раз именно на таких мероприятиях.

Вообще, мы на любой байк-фест ездим с удовольствием. У меня лично это связано с тем, что всё детство я провел на мотоцикле. Ездил чаще, чем ходил)))

- Где еще можно увидеть группу "Белый шаман" живьём? Есть ли в планах выступления на открытом воздухе?

В последнее время у нас живые выступления делятся на три группы — акустические, тяжёлый перформанс и электро. Акустику мы предпочитаем играть в маленьких клубах — в первую очередь в «Швайне». (Это наш второй дом, можно сказать)) О ближайших наших выступлениях в этом клубе можно узнать на сайте группы white-shaman.ru) А для тяжёлых программ, вне всякого сомнения, больше подходят именно открытые площадки. Поэтому в начале сентября мы планируем поехать в Пушкино к ребятам из «Мотородни». Они наши старые и добрые друзья. Мы давно играем для них, когда они открывают или закрывают сезоны.

- Слушая композиции "Белого шамана", обнаруживаешь даже в одном альбоме разнообразие стилей. Более того, одна и та же песня в разных записях может звучать настолько по разному, словно это кавер-версия, а то и самопародия :) И ещё, насколько я понял, группа вообще выступает в нескольких разных форматах: помимо того, что мы видели в Малоярославце, акустика и "камерный металл" с чтением стихов... Означает ли всё это, что группа продолжает поиски стиля? Или наоборот, такое постоянное разнообразие во всем - это и есть неповторимый стиль "Белого шамана"?

- Тут по порядку, Саш. Элемент самопародии всегда должен быть, мы его бережно храним. В противном случае есть риск, буквально после пары удачных выступлений необратимо скатиться в самодовольство и пафос. А это творческий паралич, а то и смерть. Мы очень стараемся смеяться над собой, и все наши самые ехидные, самые болезненно-ернические песни — это именно самоирония и самокритика.

Тут я бы даже сказал и наоборот — именно через самокритику и самоиронию лучше всего передается и всё невесёлое, отчего очень болит душа. Если я сегодня начну петь об одиночестве открытым текстом, это уже никого не тронет. Но когда я пою, как собираю жену из конструктора «Лего» - тут, мне кажется, об одиночестве сказано больше, чем в самой «одинокой» песне. Хотя тут не мне судить, а слушателю))

Что касается программы — я кратко уже рассказал, наши выступления делятся на три основные группы. Это связано как раз с тем, что мы не стремимся привязаться к одному какому-то стилю, который регламентирован от А до Я. Скажу больше того — мы декларируем, что работаем в относительно новом стиле «БЕТОН» скорее потому, что не хотим подпадать под довольно косные каноны тяжёлой музыки. Нас нельзя назвать металлом, или альтернативой, или панком в чистом виде — мы стараемся жить «между» стилями. «БЕТОН» дает нам такую возможность именно как молодой, новоизобретенный стиль))

- Насколько я понимаю, песня Александра Лаэртского "Культурист" записана группой "Белый шаман" с ведома и согласия автора. Интересно, как отнёсся к этой просьбе Лаэртский, может, высказал какие-то пожелания группе, мнение о ее творчестве?

Да, безусловно с ведома и согласия. Мы писали её для трибьюта Александра Лаэртского. Впоследствии, правда, в сборник так и не вошли, но договорились, что выпустим её бонус-треком в новом альбоме, который должен выйти этой осенью. Александр Алексеевич отнёсся к просьбе положительно и даже отказался от гонорара — только просил указывать его авторство, что мы всегда и делаем.

- Медицинская тематика проступает в твоих произведениях регулярно. И в стихах, и в послесловии к книге стихов, где говорится о медицинском происхождении термина humor. На логотипе группы - люди в медицинских масках. И конечно же, на ум приходит песня "Дайте, пожалуйста, скальпель!". Это что, случайно, или песня отчасти автобиографична? Или есть другие причины?

- Честно говоря, не замечал, насколько регулярно она проступает)))) Видимо, это подсознательно. Юморист всегда в какой-то степени врач или, по крайней мере, диагност своего времени. И вообще, откуда наше название? Тут надо немного рассказать. «Белый шаман» - была такая повесть и такой фильм о докторе, который работал на крайнем Севере.

Кадр из фильма Белый шаман (1982)

Местные жители называли его именно белым шаманом. То есть в этом определении очень много — и загадка человека, который что-то знает, и его белый цвет — цвет светлый и издавна считающийся позитивным, и конечно, именно врачебная функция. Поэтому когда мы назвали коллектив именно так, а не иначе, нам потребовалось дистанцироваться от чисто «шаманской», оккультной интерпретации — мы сконцентрировались на таких атрибутах, как медицинские повязки на лице, на латинском девизе коллектива (он одно время был на заставке нашего сайта: Sapienti sat — умному достаточно, чтобы понять).

Логотип группы Белый Шаман

 

Песня «Скальпель», по большому счету, как раз не о врачах, она обо всех людях. Поэтому она безусловно автобиографична, мне приходилось браться за работу, о которой я понятия не имел, но другой не было. Но, раз «Скальпель» добавляет некой «хирургичности» нашему облику — пусть так и будет. Закончу тем, с чего начал: юморист, как ни крути — врач...

- Что для тебя чёрный юмор? Это благодатное поле для творческой деятельности, или нечто большее: желание дать слушателям "прививку от жестокости"? Или вообщее стремление привлечь внимание к серьезным проблемам?

- Чёрный юмор — как лекарство. В разумных дозах помогает жить. В какой-то степени защититься от того насилия, которому сейчас человек подвергается практически всюду — на работе, в обществе, в перенаселённом городе или в заброшенной деревне. Что касается прививки от жестокости — я очень боюсь, что моих скромных сил тут недостаточно. Да и поздно. Потому что жестокость стала сродни какой-то хронической болезни, в которой человек живёт и так свыкается с этой болезнью, что её уже не замечает. Но привлечь внимание, конечно, хочется, что я по мере сил и делаю. Хочется именно диагноз поставить — и обществу, и себе самому.

Хотя есть частный случай — в свое время я выпустил книжку «Энерготика», это такая пародия на готическое смакование смерти, увядания, распада и прочего. Тут я смеюсь не над распадом и смертью, а над тем, что многим нравится ими любоваться. Мне кажется, для живого человека это неестественно. Как говорится, «Живи живое». Но как можно вылечить эту «распадническую» патологию? Мне кажется, только юмором, а не скучными, пусть даже логичными, доводами. Причём мультипликационный юмор или юмор в стиле «Кривого зеркала» тут просто бесполезен. Поэтому частный случай только подтверждает общее правило — иногда чёрный юмор вполне может оказаться полезным. Главное, как и везде — соблюдать меру))

- Ставишь ли ты перед собой в своем творчестве некие общественные задачи? Хочешь что-то "донести" до слушателя, заставить его думать о чем то важном, а может, и о чем то угрожающем, требующем от него безотлагательного решения встать на ту или другую сторону? Или пусть каждый слушатель истолковывает значение песен "Белого шамана" по своему (как это, вообще-то, и бывает с текстами многих групп), и это совершенно нормально и пусть так и будет? Вообще, часто ли тебя просят "разъяснить" значение того или иного текста? И как ты к таким просьбам относишься?

- Трудный вопрос. Не потому, что не знаю, что ответить, а потому что не знаю, как ответить коротко. Я бы так... обтекаемо сказал: на данный момент моя единственная общественная задача — донести до слушателя то, чем я занимаюсь. Но в этой обтекаемости, на самом деле, и есть вся моя... философия, если можно так выразиться. Я хочу стать лучше сам. Это невыносимо трудно, с годами, кстати, всё труднее. И вот о том, что меня без конца подстерегает на этой долгой и пока не очень удачной попытке, я рассказываю в песнях. Поэтому те, кто любит песни «Белого шамана», наверное, по-своему переживают те же проблемы, которые переживаю я сам. Тут есть место и для понимания «по-своему», и для некоего «общечеловеческого» понимания. Поэтому я никого не призываю к каким-либо резким движениям, я призываю заглянуть в самого себя. В нас самих, поставить себе определенный диагноз. А на чью сторону вставать, когда и в какие сроки, насколько это безотлагательно — пусть каждый решает сам. Разъяснить тексты у меня просят редко, но если просят, я обычно рассказываю, при каких обстоятельствах тот или иной текст был написан. Тогда появляется ясность. А до конца, наверное, нет смысла объяснять,чтобы дать слушателю личную свободу для интерпретации той или иной песни.

- Тогда расскажи, пожалуйста, при каких обстоятельствах были написаны песни "Михалков", "Человек-паук" и "У нас длинные руки"! Думаю, об этом очень интересно будет узнать не мне одному! Если, конечно, тебя не напрягает моё столь настойчивое стремление "заглянуть за сцену".

- С удовольствием отвечу на твой вопрос. Песня Михалков была написана в канун какого-то юбилея Никиты Сергеевича. О нём много писали, и обилие пиара, точнее - информационная передозировка, вызвала во мне такую вот странную реакцию. Должен сказать, что песня написалась моментально - я встал на эксалатор в метро "Киевская", а когда доехал до платформы, текст уже был готов. Причем там было куплетов шесть, потом я оставил только четыре. И уж если честно, никак не думал, что эта песня людям запомнится. А её часто на концертах просят, и даже припев с нами поют, бывает...

Человек-паук тоже был написан достаточно быстро, ничего толком редактировать не пришлось. Приоткрою секрет - многие ортодоксальные металлисты нас за неё недолюбливают, мягко говоря, и вот почему. Эта песня - пародия своего рода на достижения советской, именно советской металл-культуры, поэтому мелодия там перекликается с "Чёрным террором" Коррозии металла, а текст - с "Волей и разумом" Арии / Мастера. Причём я неоднократно слышал: знаем, знаем, кому вы эту песню посвятили, понятно, кто такой Человек-паук. Но скажу честно, Сергей Евгеньевич Троицкий тут ни при чём. 

А "Длинные руки" - такой тоталитарный рок-н-ролл. Вроде классическая манера, 70-80е годы, рок-н-ролл остался в прошлом, там же, где холодная война, застой, всеведущие органы правопорядка (не только у нас, но и во всем мире). Но опыт исполнения песни показывает, что жив не только рок-н-ролл, но и система подавления человека. Что бы он ни делал, ему все время говорят: сиди тихо, не выделяйся, не дёргайся, не возникай. У нас длинные руки. А написал я ее в деревне, когда дом отцу помогал чинить. Пришёл после работы, сел за стол и написал.

- Выскажу своё мнение: Михалков - это шедевр, и именно потому, что в каждом куплете чувствуется, что песня написана от души, что это натуральная реакция человека на происходящее. Так что меня нисколько не удивляет, что её просят и подпевают. Я сам её на Малоярославце подпевал!

А пример с Человеком-пауком лишний раз доказывает, насколько по разному мыслят разные люди. Я, например, уж никак не предполагал, что песня имеет отношение к Троицкому, мне скорее представлялось, что тут речь о ком-то, у кого "Длинные руки"!

Напоследок для тех, кто еще не в курсе, расскажи хотя бы совсем кратко об истории группы "Белый шаман", и о том, какие люди и события оказали самое большое влияние на судьбу группы и ее творчество.

- Ну начинали ещё в школе, как панки в чистом виде — нравился мне и Лаэртский, и Летов, и Янка, и Монгол Шуудан. Потом, позже, стал ярым металлистом — слушал все тяжёлое. Позже выкристаллизовались симпатии — ЭСТ, Облачный край, Клиника. От них, собственно, и пошло то, что мы сегодня делаем. Тяжёлая музыка с «неметаллическими» текстами. Ну, а в настоящее время нельзя исключать влияния немецких коллективов — я работаю немецким переводчиком, и диплом защищал на одну из тем немецкой грамматики. Однако надеюсь, что несмотря на огромное количество симпатий и коллективов, на нас повлиявших, мы всё-таки были и будем сами собой. На это хотелось бы надеяться.

А об истории поговорим в старости, на покое. Пока он нам только снится))))))))

Спасибо, Саш!

- Спасибо тебе, Михаил. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

При полном или частичном цитировании этого интервью не забывайте, пожалуйста, ссылаться на сайт www.na2kolesax.ru

{jpageviews 80 none}
Оцените это интервью: