Яндекс цитирования

Новый сайт ОГИБДД УВД по СВАО

Фотографии, статьи, полезная информация для мотоциклистов, прочих водителей, и для всех остальных!

Зимняя езда

На велосипеде или мотоцикле можно ездить круглый год!
(статья - общий обзор всего, что нам может понадобиться для всесезонной эксплуатации двухколёсного друга)
Какие прибамбасы нужны для езды зимой на мотоцикле?
Началась осень, но, глядя на растущие пробки (народ возвращается в город) пересаживаться с велосипеда (скутера, мотоцикла) обратно в машину что-то не хочется. И не надо! Для круглогодичной эксплуатации двухколёсного друга существует всё необходимое. Надо только немного подготовиться. Кстати, сейчас шипованные покрышки во многих велолавках продаются гораздо дешевле, чем они будут стоить всего через 2-3 месяца.
Мотоцикл и зимой помогает от пробок!
*          *          *

Скажу сразу: эффект от установки подогреваемых рукояток на мотоцикл превзошёл все ожидания! Так что, если раздумываете, нужны они вам или нет, сообщаю: нужны! Они окажутся к месту не только зимой, но и весной, и осенью, и даже холодной летней ночью.

Из имеющихся в продаже в Москве (и в доступных каталогах) четырех моделей (две Saito, по одной Daytona и Oxford) я выбрал Oxford по нескольким причинам. Во-первых, наощупь они выглядят самыми добротными. Во-вторых, мощность у них одна из самых высоких - 60 ватт на обе рукоятки (у Daytona столько же, у Saito меньше). В-третьих, понравился блок управления: совершенно монолитный, воде проникнуть заведомо некуда, с герметичными кнопками, которыми можно манипулировать в перчатках или варежках (у других моделей вместо кнопок небольшие круглые ручки).

У подогреваемых ручек Oxford четыре режима работы: 30, 40, 75 и 100 процентов мощности. Получается 18, 24, 45 и 60 ватт соответственно. Чтобы ориентироваться в темноте, при каждом режиме загорается светодиод определенного цвета: 30 % - голубой, 40 % - желтый, 75 % - зеленый и 100 % - красный. Собственно, каждый цвет соответствует какому-нибудь из тех, что применяются в контрольных лампах мотоцикла, и это поначалу несколько напрягает. Особенно красный, да и голубой заставляет тянуться к переключателю фары при появлении встречной машины :) Впрочем, постепенно можно привыкнуть.

Выяснилось, что при езде в рукавицах (варежках) при температуре минус 10-12 градусов по Цельсию 40-процентного режима вполне достаточно - ощущения для рук наиболее комфортные! 75-процентный режим есть смысл включить при этой температуре разве что при езде по городу: когда часто выжимаешь сцепление, переключая передачи, рукоятки сильнее обдуваются, тепло теряется зря. 100-процентный режим актуален лишь изредка. Например, если руки окоченели еще до начала поездки, и хочется побыстрее их отогреть. При этом режиме рукоятки нагреваются до своего максимума всего за пару минут после включения.

При температурах около 0 при езде по трассе достаточно обычно 30-процентного режима. Но это, опять таки, при использовании рукавиц. Вообще, с подогреваемыми ручками идеально сочетаются именно рукавицы. Пальцы в них стоят "стеной", не пропуская тепло мимо, а сама рукавица, плотно облегая рукоятку без промежутков, препятствует ее обдуву. С перчатками дело обстоит значительно хуже. Тут и тепло ощущается далеко не сразу. Но самое главное, при температурах где то от + 5 и ниже настоящего комфорта достичь так и не удается (в том числе и в зимних, снегоходных перчатках!) Например, если при 0 градусов, будучи в перчатках, включить 75-процентный режим и плотно обхватить ручки, пальцам будет неприятно - слишком горячо. При долгой езде это уже здорово раздражает, но ладонь в целом, обдуваемая сверху и между пальцами, так и не прогревается до ощущения комфорта. При включении 100-процентного режима неприятные ощущения только усиливаются.

При температурах от + 5 (и, скажем, до + 10) возможен некий компромисс, способный обеспечить комфорт даже при долгой езде, например: тонкие полиамидные термоперчатки, сверху зимние (снегоходные) перчатки, и 30-процентный режим рукояток. Однако, на мой взгляд, проще не заморачиваться, и при температурах ниже +10 - +8 градусов ездить сразу в варежках. Если привыкнуть, никаких неудобств не ощущается. Однако тут речь идет больше о ранней весне и поздней осени. Летом брать с собой зимние рукавицы вряд ли кто-то будет: днем в них обалдеешь! Хотя в Подмосковье, например, заморозки - не такая уж редкость для августовской ночи. Если вы едете в летних перчатках в такую ночь, можно посоветовать включить подогрев, но не сжимать ручки слишком плотно.

Бывает, что летом в жаркий день я и вовсе забываю перчатки, а возвращаться, вопреки расчетам, приходится ночью. В такие моменты я каждый раз особенно благодарю себя, что поставил ручки с подогревом. Конечно, приходится периодически ослаблять хватку, иначе чересчур горячо. Но это приятнее, чем если бы подогрева вовсе не было.

В этой статье я расскажу немного подробнее о разных предметах экипировки, которые помогают мотоциклистам не мёрзнуть зимой

 

Московские пробки достали меня настолько, что в последние годы я окончательно перешёл на круглогодичную эксплуатацию двухколёсного транспорта, не зависящего (или малозависящего) от заторов на дорогах. И ладно бы только московские - в конце концов по городу неплохо можно передвигаться и на метро. Но на трассах ближнего Подмосковья тесно подчас не меньше, чем в городе. Метро там нет, автобусы ходят не везде и не так часто, как хотелось бы, но самое главное - автобусы тоже стоят в пробках!

Выход - пересесть на два колеса. Летом это одно удовольствие. А зимой? Собственно, на велосипеде я уже давно езжу круглый год: из гаража, в гараж, по магазинам. Раньше выбирался на нем зимой и за город, но в последние годы как-то нет времени.

Но если нужно отъехать от дома больше, чем на 5 километров, и нежелательно тратить на поездку чересчур много времени, мотоцикл предпочтительнее. Чтобы эксплуатировать его зимой, нужно решить всего два вопроса: 1.Как не замерзнуть 2.Как не поскользнуться? Разумеется, эти же вопросы касаются и велосипедистов, но в гораздо меньшей степени. Велосипедисту не так холодно по двум причинам: во-первых, скорость ниже, а значит, меньше потери тепла, связанные с конвекцией (т.е. обдувом потоком ледяного воздуха), а во-вторых, он согревается, работая педалями. Тем не менее, часть приводимых ниже решений может пригодиться и велосипедистам.

Что касается возможности поскользнуться, то если рассматривать повседневную, "гражданскую" езду без спортивного уклона, велосипедисту это грозит не так уж часто. По своему опыту могу скзать, что бывает всего 2-3 дня в году, когда я жалею, что покрышки моего велосипда - без шипов. Но 2-3 дня - это мало, поэтому и не покупаю на велик шипованную резину - мне она не слишком нужна. (Разумеется, если вы любите специально выехать на лёд, причем в спортивных целях - это совсем другое дело).

С мотоциклом все обстоит иначе: удержать его на скользком покрытии бывет непросто даже при спокойной езде: сказывается гораздо более высокая масса "снаряда".

Но начнем все-таки с первого вопроса: как не замерзнуть? Ведь серьезные проблемы с холодом мотоциклист начинает испытывть гораздо раньше, чем проблемы со льдом, уже при температурах ниже, скажем, + 10 градусов. И это вдвойне обидно, потому что с дорогой-то все в порядке: она чистая, а иногда и сухая, казалось бы - ехать и ехать! Однако проблема вполне разрешима.

Основываясь на личном опыте, я считаю, что для комфортной езды при температурах не ниже 0 градусов мотоциклисту достаточно включить в свой арсенал следующие средства (начнем с головы и пойдем сверху вниз):

- Снегоходный (зимний) шлем. Его главные отличия от обычного: закрыт снизу, чтобы оттуда не задувало; имеет двойное стекло и, как правило, маску (или иные особенности системы ветиляции) - все это нужно, чтобы стекло не запотевало и было теплее :) Я, например, использую шлем BRP Modular 2.

Тепла вполне хватает (в чем убедился при езде до - (минус!) 12 градусов включительно. С запотеванием, конечно, проблемы всё равно бывают - лично я не верю тем, кто говорит про тот или иной шлем, что в нем "стекло не потеет вообще никогда". Но это не идет ни в какое сравнение с тем, как запотевает в холодную погоду обычный мотошлем.

 

- Виндстопер - "горло". Конечно, можно использовать и подшлемник с виндстопером. Я испробовал то и другое, и лично мне кажется, что "горло" удобнее.

- Термобелье: верх, низ, термоноски, терморперчатки (последнее, впрочем, необязательно). Я использую белье, содержащее 74-80 % полиамида. Сказать, что помогает - это ничего не сказать! С тех пор, как его купил, стал получать настоящее удовольствие от поездок в холодную погоду!

- Рукавицы (варежки) вместо перчаток. Отлично подходят те, что предлагаются для езды на снегоходах. Не верьте тем, кто говорит, что в варежках невозможно управлять мотоциклом, потому что "сцепление надо выжимать двумя пальцами". В советские времена, когда с мотоэкипировкой было туго, буквально все, кто ездил зимой на мотоцикле, надевали варежки - самые теплые, какие были - и никаких вопросов со сцеплением не возникало! Привыкнуть легко - потребуется максимум один час. В любом случае отмороженые пальцы доставляют гораздо больше неудобств при езде, чем варежки.

             

- Рукоятки с подогревом. Вещь! Если еще раздумываете, ставить или нет, обязательно поставьте - понравится! Из имеющихся в продаже я выбрал Oxford, и остался очень доволен. Подробнее о рукоятках с подогревом - здесь!

- Термометр при зимней езде на мотоцикле (да и на велосипеде) вещь необязательная, но весьма полезная. Во-первых, вы накопите информацию, что и при какой температуре эффективно, а что нет. Собираясь выехать из дома, можно будет, взглянув на градусник за окном, быстро сориентироваться, что из зимней экипировки брать, а что нет. Во-вторых, что еще важнее, термометр объективно проинформирует вас, когда есть угроза обледенения дороги: можно будет вовремя сменить стиль езды :)

- При указанной температуре (не ниже 0) мудрить что-то с обувью еще не обязательно - могут подойти, например, обычные относительно теплые высокие мотосапоги или иная теплая обувь, к которой вы привыкли. Я езжу в мотосапогах Forma - кожаные снаружи, гортекс внутри. Но, во-первых, сказанное справедливо при наличии хороших термоносков (мне понравились Tecso). Во-вторых, при нулевой температуре где-то после 40 минут езды ноги все же начинают мерзнуть. Поэтому плавно переходим к вопросам езды при более низких температурах.

Чтобы отодвинуть нижний предел температуры, при которой вы можете ездить на мотоцикле, до - (минус!) 10 градусов, к перечисленным средствам, на мой взгляд, совершенно необходимо добавить следующее:

- Подогреваемые стельки. Могут быть химическими (солевыми) или электрическими. Я опробовал оба варианта. И те, и другие имеют как преимущества, так и недостатки.

         

- Защита коленей от холода. После того, как в борьбе с холодом применено все перечисленное выше, сильнее всего у мотоциклиста при 10-12 градусах мороза мерзнут именно колени! Для защиты от обдува коленей холодным воздухом следует применять хотя бы любые наколенники.

А здесь можно прочитать об ошиповке шин и о других вещах, которые понадобятся при езде на мотоцикле зимой (ссылка)