Яндекс цитирования

Новый сайт ОГИБДД УВД по СВАО

Фотографии, статьи, полезная информация для мотоциклистов, прочих водителей, и для всех остальных!

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
На велосипеде или мотоцикле можно ездить круглый год!
(статья - общий обзор всего, что нам может понадобиться для всесезонной эксплуатации двухколёсного друга)
Какие прибамбасы нужны для езды зимой на мотоцикле?
Началась осень, но, глядя на растущие пробки (народ возвращается в город) пересаживаться с велосипеда (скутера, мотоцикла) обратно в машину что-то не хочется. И не надо! Для круглогодичной эксплуатации двухколёсного друга существует всё необходимое. Надо только немного подготовиться. Кстати, сейчас шипованные покрышки во многих велолавках продаются гораздо дешевле, чем они будут стоить всего через 2-3 месяца.
Мотоцикл и зимой помогает от пробок!
*          *          *
Без риска и с пользой для здоровья
Оговоримся сразу: то, что я предлагаю, не потребует от вас особой отваги и напряжения физических сил, подвергать себя риску тоже не надо. Конечно, зимняя езда на велосипеде или мотоцикле «ради спорта» где-нибудь за городом – это прекрасно. Но у нас речь пойдёт о другом: о чисто «гражданской» езде на двухколёсном друге по городу (а также по любым дорогам, которые хоть как-то чистят) в любое время года, что позволит нам не обращать внимания на пробки (даже на такие, как в Москве), а к автомобилистам относиться снисходительно. Я, например, для поездок по городу в радиусе 5 км давно уже пользуюсь велосипедом круглый год. Если предстоит поездка на большее расстояние – на нём же еду в гараж за мотоциклом (просто потому, что на более длительные велопоездки обычно не хватает времени).
Всё, что для этого нужно, помимо самого транспортного средства – минимум дополнительного оборудования и экипировки. Плюс понимание того, что и зачем мы делаем, и что наша цель – безопасно добраться до нужного места, и при этом иметь возможность довольно точно прогнозировать время поездки (в отличие от автомобиля).
Всё предлагаемое по силам самому обыкновенному человеку. Лет 30 назад, когда даже подержанный автомобиль с рук стоил раз в 10 дороже, чем новый лёгкий мотоцикл в магазине, в деревне на мотоцикле ездил и стар, и млад. И ни у кого даже вопроса не возникало, что делать зимой. Ясное дело, ехать на мотоцикле, а что же ещё? Не идти же на работу 20 км пешком по снегу!
Помню, в 80-е годы один начальник ГАИ в интервью известному журналу заметил, что мотоцикл – отличное средство закаливания организма: инспекторы, работавшие на мотоциклах, всегда отличались отменным здоровьем. В его словах я убедился на своём опыте: если ездить круглый год, не заболеешь, даже когда все кругом чихают!
*          *          *
Впереди - сезон дождей
Но прежде, чем наступит зима, надо ещё пережить осень: в последние годы ливни идут в Москве до конца ноября. Для этого нужно: 1)в дождь снизить скорость до разумной и увеличить дистанцию до впередиидущей машины раза в два, 2)купить хороший дождевик.
Выбирая дождевик в мотомагазине, учтите, что раздельный (куртка и штаны) намного удобнее, чем цельный (комбинезон), особенно для коротких поездок по городу, а от дождя защищает не хуже. Вряд стоит покупать сверхдорогой «престижный» мотодождевик за $ 400: года через 3 активной эксплуатации почти любой дождевик всё равно обычно начинает подтекать по швам, а затем и по образовавшимся складкам. Надёжнее купить комплект за $ 120-150, и года через 2 его сменить (здесь и далее в этой статье я ориентируюсь на цены в магазинах Москвы по состоянию на 2012 год). Много дополнительных подробностей о свойствах разных мотодождевиков вы найдёте здесь (ссылка).
Мотобахилы – дождевые чехлы на обувь – изнашиваются ещё быстрее. Ходить в них нельзя, можно только ехать: стоит несколько раз неаккуратно пройтись до кассы на заправках, как они начинают подтекать. Неплохая альтернатива – бахилы от костюма химзащиты, которые можно купить в рыбацких магазинах, правда, они занимают больше места в кофре. Но если дождь зарядил с самого утра, правильнее сразу надеть водонепроницаемую обувь. Например, сапоги из ЭВА (этиленвинилацетата), купленные в том же рыбацком магазине – они гораздо теплее резиновых, которые продавались в прежние времена, да и сейчас ещё встречаются (смотрите, не перепутайте).
Дополнением к костюму мотоциклиста для дождливой погоды могут стать дождевые чехлы на перчатки (они имеют вид просторных рукавиц их водонепроницаеамой ткани, утягивающихся по краям после надевания для плотного прилегания к рукавам дождевика). Это актуально, когда дождь льёт целый день: тут уж даже хорошие кожаные перчатки без чехлов отсыреют насквозь.
На велосипеде я всегда вожу с собой велодождевик-накидку с капюшоном, открытый снизу и по бокам. Он образует над велосипедистом нечто вроде палатки, и в нём не жарко крутить педали. Стоит такая штука всего $ 30, и вдобавок имеет «сигнальный» ядовито-зелёный свет, что делает вас заметнее на дороге в плохую погоду.
*          *          *
Что-то стало холодать
У мотоциклиста сильнее всего мёрзнут руки и ноги. Первое, что стоит сделать – установить на мотоцикл рукоятки с подогревом. Цена вопроса – около $ 140, зато потом скажете себе спасибо, и не только осенью и зимой, но даже холодной летней ночью. Подробнее о рукоятках с подогревом можно прочитать здесь (ссылка).
Вместо перчаток используйте рукавицы. Не верьте тем, кто говорит, что «сцепление надо выжимать двумя пальцами»: раньше, когда специальной экипировки в продаже не было, все прекрасно ездили в обычных варежках – вязаных или меховых. А сейчас лучше всего купить рукавицы для езды на снегоходе. Зимой я езжу в таких не только на мотоцикле, но и на велосипеде. Кстати, в рукавицы, в отличие от перчаток, можно положить грелки (подробнее о которых ниже).
Такую солевую грелку можно положить в моторукавицу
Чтобы не мёрзли ноги, можно использовать стельки с подогревом, как электрические (от батареек или от бортовой сети), так и химические (одноразовые или многоразовые). Все они имеют свои достоинства и недостатки. Например, электрические стельки на батарейках (есть и модели на собственных литий-ионных аккумуляторах), продаваемые в магазинах для горнолыжников, эффективны в обычных ботинках при температуре не ниже минус 5: у них греется только носок!
От идеи запитывать стельки от бортовой сети я отказался: при коротких городских поездках пришлось бы часто подключаться-отключаться. А в конце концов можно об этом однажды забыть и случайно оборвать провода, слезая с мотоцикла!
Многоразовые химические стельки, устроенные по принципу солевой грелки (те, что надо потом кипятить 20 минут, чтобы вернуть в исходное состояние) разогреваются очень хорошо (до +54 градусов, ощущение, словно ноги на печку ставишь!), но действуют всего часа полтора.
Солевые грелки в форме стелек. Размер продаётся только один, но он подойдёт большинству взрослых мотоциклистов
Такие хорошо иметь с собой в качестве аварийного средства: на случай, если ноги уж очень сильно замерзнут. Но и тут есть проблема: при температуре ниже минус 5-7 градусов возможно их самосрабатывание (я проверял на опыте - такое действительно бывает). Значит, в мороз их надо везти не в кофре, а где-то на себе под тёплой одеждой. Или сразу в сапоге, но для запуска стельки путём нажатия на мембрану сапог всё равно придётся снять и потом надеть снова.
Реакция в солевой грелке запускается после нажатия на эту круглую металлическую мембрану, плавающую внутри
Кстати, когда будете кипятить такие стельки, чтобы вернуть их в рабочее состояние, не забудьте завернуть их в полотенце, чтобы они случайно не расплавились об край кастрюли. Продаются солевые грелки в аптеках, магазинах/лавках, торгующих "товарами для здоровья" (биодобавками и прочей дребеденью :)) и (реже) в спортивных магазинах. Стоят что-то около $ 6-7 за одну солевую грелку-стельку, и $ 4-5 за маленькую солевую грелку, которую можно положить в рукавицу.
Однаразовые химические грелки, по заявлениям производителей, могут действовать 4-7, и даже до 11 часов (реально - часа 3-4).
Одноразовые химические грелки можно положить в мотообувь или в рукавицы
Но и у них есть мощный недостаток: чтобы в грелке шла химическая реакция, ей нужен постоянный приток кислорода. Так что если обувь плотная, реакция вскоре прекращается (иногда всего минут через 20, сам сталкивался). Нужно вынимать грелку, разминать её на воздухе... а потом всё может повториться снова.
Отработавшая одноразовая химическая грелка. Внутри - что-то вроде углей от костра :)
Продаются химические одноразовые грелки в магазинах для туристов (где палатки, котелки и прочее), стоят $ 1,5-2 за одну штуку.
В итоге при температурах ниже минус 5 я использую сапоги из ЭВА, купленные всё в том же рыбацком магазине, но уже зимние, с многослойным тёплым вкладышем. На них обычно указывают минимальную температуру, на которую они рассчитаны. Те, на которых написано «минус 60 градусов», для наших целей как раз подходят.
Кстати, а почему такие запредельные числа? Сейчас объясню. Одеваться надо по погоде, и это в полной мере относится к зимней езде на мотоцикле. Но при этом надо учитывать так называемый «винд чилл эффект» (wind chill – охлаждение ветром), или «жёсткость погоды». Суть в том, что при постоянном обдуве человек мёрзнет гораздо сильнее: поток уносит окружающий нас уже нагретый телом воздух, и в каждый момент заменяет его свежими (очень свежими!) порциями воздуха холодного. Специалисты так и не пришли к единому мнению, какая формула точно описывает «жёсткость погоды». Но в среднем принято считать, что при скорости всего в 60 км/ч ощущения при температуре минус 5 такие же, как если вы стоите на месте при минус 20. А при той же скорости 60 км/ч и минус 20 на улице вам будет холодно так же, как при минус 45 на стоянке. Вы знаете, как вам нужно одеваться для минус 45 (это отчасти зависит и от индивидуальных особенностей организма и степени закалённости)? Вот так и одевайтесь. Только учтите, что подбирать одежду нужно не для ходьбы, а для сидения на месте при этой температуре.
На практике это выглядит так: для коротких городских поездок при температурах не ниже минус 5-7 я использую обычную непродуваемую «гражданскую» одежду, типа кожанки и ещё одной куртки под ней, надев под всё это термобельё. На мой взгляд, самое эффективное – содержащее 75-80 % полиамида. Когда становится холоднее, достаю костюм «Буран», купленный в магазине спецодежды. Он достаточно просторный, чтобы надеть его поверх любой одежды, которую вы носите зимой – она, кстати, останется в этом случае чистой, так что этот способ вполне подходит для поездок на работу. Надо только предусмотреть на работе место, куда убирать «Буран» – он довольно объемный. Довершает зимнюю экипировку мотоциклиста снегоходный шлем – в нём теплее, и двойное стекло запотевает меньше. Впрочем, при температурах не ниже минус 10 подойдёт и обычный закрытый мотошлем - интеграл. О некоторых подробностях, касающихся тёплой экипировки для мотоциклистов, вы можете прочитать здесь (ссылка).
А как одеваться зимой велосипедисту? Тут всё зависит от того, насколько энергично вы крутите педали. Я обычно одеваюсь примерно так же, как для пешей прогулки при той же температуре (я езжу на велике неспеша, особенно если везу из магазина сумки с продуктами :).
*          *          *
Главное – не поскользнуться
Если на автомобиле применение шипов зимой – скорее дело вкуса, то на мотоцикле в городе при температурах от нуля и ниже без них трудно обойтись: даже не на льду, а на слегка покрытом инеем асфальте можно упасть на ровном месте, всего лишь неудачно притормозив в повороте.
На готовых шипованных мотопокрышках, имеющихся в продаже, вылет шипа обычно составляет около сантиметра и больше. На них хорошо участвовать в зимнем мотокроссе или гонять по льду замерзшего озера. Но для Москвы, где зимой на асфальте обычно нет толстого слоя льда или укатанного снега, они не подойдут: сильно выступающие шипы быстро повылетают. Поэтому ищем в Интернете фирмы по запросу «ошиповка шин», и выясняем, могут ли они ошиповать мотопокрышку «по-автомобильному» – чтобы шип торчал на миллиметр - полтора. Цена вопроса – от $ 20 до $ 200 (примерно) за ошиповку двух мотошин, в зависимости от количества и конструкции шипов, и уровня цен на данной фирме. Я сдавал покрышки в ошиповку в 2010 и 2011 годах на фирму "Шиплен", базирующуюся в районе Южного порта в Москве (увы, у фирмы нет своего сайта, чтобы просто дать нормальную ссылку).
Причём в 2010 году ошиповка двух шин - передней диаметром 21 дюйм и задней 17 дюймов - обошлась мне всего в $ 17! Для передней шины Dunlop модели Enduro D908F размерности 90/90-21 были использованы шипы общей высотой всего 10 мм (вместе со скрытой частью), для задней шины IRC модели GP-1 размерности 5,1-17 использовались шипы общей высотой 11 мм. За зиму на мотоцикле Kawasaki KLE400 при пробеге в 2000 км ни одного шипа потеряно не было.
Шипы для ошиповки мотопокрышки. Слева общая высота шипа 11 мм, справа - 10 мм
Год спустя, в ноябре 2011 в том же "Шиплене" ошиповка всего одной покрышки Shinko модели 523 размерности 110/100-18 обошлась мне уже в $ 73. Были установлены шипы общей высотой 16 мм, причём я попросил обязательно установить их и в боковые грунтозацепы покрышки. В прошлый раз этого не сделали, и однажды, обнаглев от чувства уверенности, которое дают шипы, я крутовато наклонил мотоцикл в повороте. Как только на лёд попали боковые грунтозацепы, не имевшие шипов, заднее колесо резко скользнуло вбок - едва не упал.
Мотошина IRC GP-1 размера 5,1-17 после ошиповки в Шиплене
Мотошина IRC GP-1. Решение не шиповать крайние боковые грунтозацепы оказалось неверным. Шиповать надо все шашки!
В "Шиплене" процессом ошиповки рулит весьма внимательный и дружелюбный к мотоциклистам Николай Александрович Сыромятин - сам директор фирмы. Он же даёт дельные консультации на тему, какие покрышки выбрать для ошиповки, и как именно их можно зашиповать. Он мне и объяснил, что резкое увеличение цены (почти в 10 раз!) вызвано тем, что шипы в этот раз другие. Но, сдаётся мне, дело не только в этом. По признанию самого Николая Александровича, в 2010 году к нему на ошиповку приехало всего несколько мотоциклистов. А в 2011 к моменту моего приезда в конце ноября было сдано в работу уже 2 партии по 50 мотошин в каждой! То есть количество мотоциклистов, ездящих зимой, растёт в Москве из года в год в геометрической прогрессии! Во пробки-то народ задолбали! А вообще, явление радостное. Жаль только, что ажиотажный спрос на шипованные мотопокрышки так влияет на цену. Что ж, пора задуматься о приобретении своего собственного пневмопистолета для ошиповки.
Кстати, шипы на этот раз и правда оказались другими. За зиму на заднем колесе мотоцикла Honda XL250M Degree их было потеряно 3 штуки (все - вблизи оси симметрии протектора)! Это при том же символическом пробеге в 2000 км и весьма спокойной езде. Хотя, возможно, дело не в шипах, а в самой покрышке.
Теоретически можно «поставить на шипы» любой мотоцикл или скутер. Но, на мой взгляд, больше всего для зимней езды подходит лёгкий энудро, типа того же Degree. Как раз для него подобрать покрышки с развитыми грунтозацепами, пригодные для ошиповки – не проблема.
По каким критериям определяется эта самая пригодность шины для ошиповки? Поперечник грунтозацепа ("шашки" протектора), т.е. его размер по диагонали должен быть не менее 16 мм (лучше больше), иначе "шашка" треснет. Высота грунтозацепа (или, если речь идёт о дорожных шинах, а не о кроссовых, можно сказать - высота рисунка протектора) должна быть не меньше 10-11 мм (высота самого маленького шипа, имеющегося в наличии, а вернее - той его части, что окажется в теле шины). Но перед покупкой покрышек под ошиповку лучше уточнить все эти требования в мастерской, где собираетесь шиповаться!
У мотошины Dunlop Enduro D908F поперечник шашки около 19 мм, высота - около 12 мм. Для ошиповки подходит!
Результат превосходит ожидания: на шипах при езде на разумных скоростях зимой вы чувствуете себя так же уверенно, как летом. Достаточно сказать, что при торможении передним тормозом мотоцикл теперь останавливается там, где вы и ожидали, а не падает и не вылетает с трассы!
Велосипедистам проще: в продаже много готовых ошипованных велопокрышек. Правда, стоят они от $ 130 за штуку, зато способны отработать не одну зиму. Можно даже приобрести под них второй комплект колёс, чтобы каждый раз не перебортовываться (для мотоциклиста это слишком дорогое удовольствие).
*          *          *
Советы мотоциклиста с 25-летним стажем
На вопрос «Сколько ты уже ездишь на мотоцикле?», многие отвечают: «столько-то сезонов», а я гордо говорю «25 лет», поскольку езжу круглый год. Итак, мои советы для зимней езды:
1.Учтите, что остальные водители не привыкли к появлению мотоциклистов и велосипедистов зимой. Перед любым манёвром убедитесь на 100 %, что вас видят. На мотоцикле/мопеде всегда включайте ближний свет, на велосипеде тоже обзаведитесь фарой: темнеет рано! На многополосных загруженных трассах зимой избегайте ненужных перестроений.
2.Даже при наличии шипов тормозной путь зимой гораздо длиннее. Если на дороге скользко, увеличьте дистанцию втрое против летней. На больших высоких "горбатых" мостах и путепроводах сбавляйте скорость заранее: эти продувные места наиболее подвержены обледенению.
3.Нескользкой (шипованной) должна быть и обувь, иначе упадёте, остановившись на светофоре. Это касается и велосипедистов.
4.Двигайтесь от простого к сложному: не бросайте ездить осенью, по мере приближения к зиме дополняя экипировку и набираясь опыта.
5.Установите на руль термометр: он поможет со временем лучше ориентироваться в подборе одежды, и вовремя предупредит о возможности обледенения.
На руле велосипеда термометр тоже не помешает. Вот такая 'комбинация приборов' на велике получилась :)
6.Установив шипы, новые покрышки, пробуя новую экипировку, сначала совершите короткую тестовую поездку в выходной день недалеко от дома, прежде чем ехать со всем этим в пробках на работу.
7.Зимой мотоцикл заводится труднее, поэтому заранее позаботьтесь об исправности всех систем, обеспечивающих лёгкий запуск. Поставьте иридиевые свечи: с ними легче завестись при «ослабевшем» аккумуляторе, так как центральный электрод тоньше и искра при том же напряжении получается качественнее - "плотнее".  
6.Не забудьте, что ОСАГО на мотоцикл нужно оформить на весь год.

При полном или частичном цитировании этой статьи не забывайте, пожалуйста, ссылаться на сайт www.na2kolesax.ru

{jpageviews 83 none}
Оцените этот материал о круглогодичной эксплуатации мотоциклов (и великов тоже :):